Бесплатная консультация
МИХАЙЛЮК, СОРОКОЛАТ И
ПАРТНЕРЫ

ПАТЕНТНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ
ISO 9001 CERTIFIED


Проверка товарного знака на тождество и сходство


Реестр товарных знаков, действующих на территории Российской Федерации, находится на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Доступ к данной информации свободный, однако, поисковая система, как таковая, отсутствует. Поэтому проверка товарного знака по каким-либо критериям возможна лишь посредством просмотра каждого свидетельства о регистрации товарного знака.

Полноценный поиск товарного знака на тождество и сходство должен осуществляться по таким базам данных:
1. База данных товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
2. База данных заявок, поданных на регистрацию на территории Российской Федерации.
3. База данных международных товарных знаков, действующих на территории Российской Федерации.

Со списком международных товарных знаков, действующих на территории РФ, можно ознакомиться на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO – World International Property Organization). Поисковая система позволяет выбрать государство, и провести проверку по международным товарным знакам, действующим на территории данного государства. Такой самостоятельный поиск дает представление о том, какие товарные знаки уже зарегистрированы и используются в данной сфере деятельности или же, если вариантов обозначения несколько, то такой поиск поможет отсечь явно неподходящие обозначения.

Учитывая, что на сегодняшний день в России количество зарегистрированных товарных знаков превысило 480 000, вероятность того, что обозначение окажется сходным с каким-либо из зарегистрированных товарных знаков, достаточно велика. Поэтому поиск на тождество и сходство осуществляется до подачи заявки на регистрацию, что позволяет избежать возникновению проблем при экспертизе обозначения в патентном ведомстве и возможного отказа в регистрации.

В процессе рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, специалисты Роспатента осуществляют экспертизу обозначения согласно Гражданскому Кодексу РФ. В соответствии с положениями прописанными данным кодексом, не могут быть зарегистрированы обозначения, которые идентичны или сходны настолько, что их можно спутать с обозначениями, ранее зарегистрированными или поданными на регистрацию для таких же или однородных товаров и услуг на территории Российской Федерации. международных товарных знаков, действующих на территории Российской Федерации, со знаками, которые признаны общеизвестными, а так же известными на территории Российской Федерации фирменными наименованиями (подробнее см. Глава 76 Гражданского Кодекса РФ).

Сходство обозначений определяется через проверку на звуковое (фонетическое), графическое (визуальное) и смысловое (семантическое) сходство. По каждому из этих критериев оценивается степень сходства, и определяется, может ли обозначение привести к смешению с другими, зарегистрированными, товарными знаками.

Анализ сходства товарных знаков проводится с точки зрения восприятия обозначения потребителем. Например, согласно методологическим основам проверки обозначений на тождество, сходство и однородность, во внимание, прежде всего, необходимо принимать не наличие сходства обозначений, а вероятность введения в заблуждение потребителей.

Следует заметить, что при определении сходства товарных знаков, в зависимости от того, к какому классу МКТУ (Международный Классификатор Товаров и Услуг) относятся однородные товарные знаки, применяются различные требования. Например, по отношению к товарам широкого потребления практикуется более строгий подход, чем к товарам производственно-технического предназначения.

Отсюда следует, что на решение о регистрации товарного знака влияет не только результат проверки на тождество и сходство по установленным методикам, но и субъективная оценка экспертов.

Таким образом, самостоятельный поиск и проверка товарного знака на тождество и сходство актуальна только на предварительном этапе: при разработке товарного знака или выборе одного обозначения из нескольких вариантов. Тем не менее, такая проверка не может дать гарантию того, что обозначение будет оригинальным, а регистрация товарного знака - успешной.


МИХАЙЛЮК, СОРОКОЛАТ И ПАРТНЕРЫ © 2005-2017